Если вы хотите действительно достичь реализации посредством духовных практик в кратчайшее время, вам нужно выполнить то, что можно было бы назвать перепросмотром. Многократным перепросмотром всех тех событий, ощущений, эмоций, которые в вашей жизни уже были. Увидеть и вспомнить всё. Каким образом? Представьте, что вам говорят: завтра конец света. Или сегодня (ещё ближе). Представьте себе умирающего человека, которому только что сказали, что он сейчас умрёт. Или как его ведут на казнь, например. Что этот человек начинает думать и делать в этот момент? Этот человек начинает (ну помимо того, что он начинает паниковать и пытается справляться с нижним замком, который никак не срабатывает) – этот человек начинает судорожно вспоминать, где он накосячил и напортачил. Потому что вопрос основной: «За что? За что? За что?..» И он начинает отматывать: «Так, вчера не бил, позавчера не пил, позавчера не крал, позапозавчера не изменял – за что?» У человека происходит такой вот многовиточный в голове перепросмотр всех основных событий, где он мог накосячить или напортачить. И это будет разматываться до той точки, до которой он в принципе может себя вспомнить. <…> Вот это должно стать для нас практикой, причём практикой, которую мы выполняем не один раз, а до тех пор, пока нам вообще приходят воспоминания какого-либо рода или характера. Если вы вспоминаете какого-то человека или какую-то ситуацию – это значит, что перепросмотр не закончен. Сделайте это хотя бы семь раз. Вот в один день по разу. Представьте, что вам действительно объявили такой печальный диагноз, исход, и вы вспоминаете: где, где, где? Каждый раз, если вспоминаете что-то такое неправильное, неприятное, ошибочное, за что можно покраснеть, пристыдиться и так далее – представляете просветлённых существ перед собой. Понимаете, что эти просветлённые существа ничем не отличаются от вас, это проекция вашей просветлённой природы. Это не то чтобы Господь Бог, к которому вас привели на исповедь. Это ваша собственная просветлённая природа. (Это очень важно! Без этого момента полное очищение не состоится). И глядя в глаза всем этим просветлённым существам, как будто бы действительно вы попали на Судный день, вы говорите: «Было. И это было. И это было, да. И это тоже было. Это было... это было проявление моего качества…» – а дальше вы называете, какого качества. Жадности, страсти, агрессии, зависти, гордости, страха и так далее. «Это было проявление моего качества такого-то. Я принимаю это – что у меня было такое не созревшее деструктивное качество. Это было моё проявление. Я принимаю это. Сейчас я вижу это. Сейчас я готов/готова это оставить, отпустить полностью и никогда не возвращаться к этому своему качеству или проявлению». Не к поступку – а к качеству или проявлению. И вы как бы подносите это своё качество, дарите Просветлённым существам. Не важно, что оно, может быть, не очень красивое или хорошее, это качество. Вы от него не отталкиваетесь, типа «уйди-уйди, страшный». Вы его как бы дарите просветлённым существам, понимая, что вы это дарите – себе. Но не тому себе, который сидит и вспоминает, а своей просветлённой природе, тому, который уже просветлённый. И так дальше. Берёте следующее, просматриваете. Проходите этот цикл воспоминаний, потом на следующий день проходите его вновь. До тех пор, пока нечего будет вспоминать, не за что будет стыдиться, не за что будет краснеть, не за что будет бояться. Этот принцип заложен в практике Ваджрасаттвы. Вы можете сочетать это с практикой Ваджрасаттвы именно той, которая у нас имеется в предварительных практиках. Если вы такое понимание туда встроите, то она, эта практика Ваджрасаттвы, станет гораздо эфективнее – в разы эффективнее. Лама Олег Учение в Киеве, 24.05.2014